Муниципальный этап областного краеведческого конкурса - форума «Уральский характер» в образовательных организациях муниципального округа Горноуральский Свердловской области
04.12.2025
1.Ведение
1.1. Муниципальный этап областного краеведческого Конкурс - форума «Уральский характер» (далее –
Конкурс-форум) – комплексное мероприятие регионального характера, включающее
различные формы реализации социально-значимой, туристско-краеведческой,
проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
1.2. Цели, задачи, условия организации и проведения
Конкурса-форума определены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, нормативными документами
Министерства образования Свердловской области, государственного автономного
нетипового образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодёжи»
(далее – ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»).
1.3. Цель
Конкурса-форума: развитие исследовательского краеведения как формы
гражданско-патриотического воспитания через вовлечение обучающихся Свердловской
области в изучение мира вокруг себя с использованием современных инструментов и
средств.
1.4. Задачи
Конкурса-форума:
‒ приобщать
подрастающее поколение к истории, культуре, географии родного края;
‒ развивать навыки
исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
‒ привлекать
внимание обучающихся к решению актуальных социальных проблем;
‒ выявлять и
поддерживать талантливых детей и подростков;
‒ развивать
творческие способности и познавательные активности обучающихся;
‒ создавать условия
для вовлечения обучающихся во всероссийское современное краеведческое движение
детей, подростков и молодёжи.
1.5.
Исследовательские работы и социальные проекты победителей II этапа (заочного
тура) направляются для участия на областной конкурс - форум «Уральский
характер».
2.
Участники Конкурса-форума
В
Конкурсе-форуме может принять участие как отдельный обучающийся, так и команда
обучающихся 1–11 классов образовательных организаций муниципального округа
Горноуральский Свердловской области, в том числе дети с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Участие
в Конкурсе может быть индивидуальным или командным в зависимости от конкурсного
направления.
Руководителями
исследовательских и прикладных проектных работ совместно могут быть не более
двух педагогов. Направляемая на Конкурс-форум работа может принимать участие
только в одном конкурсном направлении.
3. Конкурсные направления
3.1. Конкурс
социальных проектов «Я – гражданин». Конкурс
направлен на решение социальных проблем образовательной организации,
микрорайона, села, района, города.
3.1.1. Участниками Конкурса
являются обучающиеся 7–11 классов образовательных организаций муниципального
округа Горноуральский Свердловской области. Выполнение конкурсных работ
предполагает как индивидуальное, так и командное участие. Рекомендовано
формировать команды в соответствии с возрастной группой 7–8 классы и 9–11
классы.
3.1.2. Участниками Конкурса
становятся обучающиеся, которые разработали и реализовали проект в 2025–2026
учебном году и предлагают вариант её решения в проектной деятельности
обучающихся.
3.1.3. Конкурс проводится в
форме защиты социального проекта с выполнением индивидуального задания.
Тематика конкурсных проектных работ:
1) Проекты в сфере
добровольчества и волонтёрства, направленные на решение социокультурных,
социально-экономических проблем с опорой на местный краеведческий материал;
2) Проекты, направленные на сохранение и
развитие культурно исторического наследия народов России, возрождение и
развитие народных промыслов; проекты в сфере благоустройства территорий,
парков, природных зон, памятников культуры; вовлечения различных сообществ в
развитие территории и др.;
3) Проекты в сфере социального
предпринимательства, направленные на развитие молодежных бизнес-инициатив в
сфере социального предпринимательства с опорой на местный краеведческий
материал. Могут быть предложены также и другие социально-значимые направления
проектной деятельности обучающихся с опорой на местный краеведческий материал.
Исследуя сущность проблемы, команда собирает различную информацию, материалы,
документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект. При
разработке и реализации проекта участники могут использовать различные методы
проектирования. На конкурс предоставляется описание содержания проекта, этапов,
результатов и эффективности реализации проекта.
3.1.4. Конкурсные материалы,
представленные на заочный тур, оцениваются по критериям согласно Приложению 5.
Авторы проектов, прошедших
отбор заочного тура, приглашаются для участия в очном туре, который проводится
в виде устной презентации, где обучающиеся должны продемонстрировать знание
содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного
ее решения, аргументировано отвечать на вопросы, рассказать о практических
результатах своей деятельности.
3.1.5. Устная презентация –
это публичное представление ключевых сведений о проекте в формате компьютерной
презентации, включающей в себя не более 7 слайдов. Слайды презентации должны
включать информацию о проекте в любых доступных, удобных и целесообразных для
аргументации формах или сочетаниях и дизайне (текстах, инфографике, таблицах,
диаграммах, рисунках, фотографиях, анимации, озвучивании и др.).
3.1.6. Помимо командного выступления, каждый
из участников очного тура выполняет индивидуальное задание. Индивидуальное
задание может включать вопросы, связанные с краеведением и историей
Свердловской области, проектной деятельностью, правовыми аспектами.
3.2 Конкурс историко-краеведческих
исследовательских работ «Каменный пояс»
3.2.1.
Участниками Конкурса являются
обучающиеся 7–11 классов образовательных организаций Свердловской области.
Участие в Конкурсе может быть только индивидуальным. Конкурс включает пять
конкурсных направлений:
1) «Летопись родного края»: изучение истории родного края с древнейших времен
до настоящего времени; изучение исторического прошлого по вещественным
источникам, остатков человеческой деятельности; составление летописи наших
дней, изучение наиболее ярких или малоизвестных исторических событий; изучение
истории развития науки и технологии предприятий и промышленных объектов,
изучение известных ученых, инженеров, изобретателей, промышленников и
предпринимателей и др.; изучение истории образовательных организаций, медицины,
сельского хозяйства; изучение региональных и муниципальных символов, гербовых
знаков, дворянских родов населенного пункта, семьи, образовательной
организации, выполненная по правилам геральдики; юбилейные даты.
2) «Культурное
наследие»:
земляки-известные деятели культуры искусства; изучение культурного наследия,
событий культурной жизни; изучение литературного наследия и происхождения
географических названий (топонимики); изучение урбанистических объектов,
архитектурных ансамблей, памятников, новых архитектурных решений, стилей,
достопримечательные места и объекты, произведения искусств; уникальные
исторические достижения и технологии; кинематография и др.
3) «Этнография»: поиск новых подходов к изучению материальной и
духовной культуры, этнокультурных процессов, их своеобразия, семейного и
общественного быта, хозяйственных занятий народов Урала; актуализация
исторического наследия и обращение к современному опыту взаимодействия
национальных культур Урала, в том числе рассматриваются практические проекты,
отражающие этику взаимоотношений этноса с природной средой, применение
этнических компонентов в дизайнерских разработках; проекты, направленные на
сохранение природоохранных традиций и развитие природно-культурной среды через
воспроизводство явлений нематериальной культуры (песен, танцев, игр, обрядов и
пр.); производство современной продукции и предметов материальной культуры.
4) «Военная история.
Великая Отечественная война». Специальная
военная операция - изучение военной истории на местном краеведческом материале,
истории военной мысли, военного искусства, вооружения и военной техники,
увековечение памяти земляков; изучение событий 1941-1945 годов; хода боевых
действий, исследования мест боев, боевого пути соединений, сформированных в
родном крае, героических действий земляков, мероприятия по сохранению памяти
защитников Отечества.
5) «Родословие.
Земляки»: изучение
истории семьи, происхождения фамилии, выявление родственных связей, составление
родословного древа и хронологической поколенной росписи рода, семейных традиций
и обрядов. Изучение жизни и деятельности земляков, государственных деятелей,
работников сферы искусств, достижений спортсменов и др.
3.2.2. Конкурсные материалы,
представленные на заочный тур (Приложение 6 к Положению)
3.3. Конкурс эколого-краеведческих
исследовательских работ «Природное наследие Урала»
3.3.1. Участниками Конкурса
являются обучающиеся 7–11 классов образовательных организаций муниципального
округа Горноуральский Свердловской области.
3.3.2. Участие в Конкурсе
может быть индивидуальным или командным (не более 3 обучающихся). Рекомендовано
формировать команды в соответствии с возрастной группой 7–8 класс и 9–11 классы.
3.3.3. Конкурс «Природное
наследие Урала» направлен на изучение и охрану природного наследия родного
края. Тематика конкурсных работ должна отражать: уникальность природы, флоры и
фауны, водные ресурсы, климат, памятники природы, их роль в экосистеме, а также
значимость сохранения этих уникальных объектов Свердловской области.
Практическая часть проекта может быть представлена в виде экспедиции,
туристско-краеведческого и экскурсионного маршрута.
3.3.4. Конкурс проводится в форме защиты
исследовательских или прикладных проектных работ с выполнением индивидуального
задания. Помимо командного выступления, каждый из участников очного тура
выполняет индивидуальное задание. Индивидуальное задание может включать
вопросы, связанные с растительным и животным миром, географией, памятниками
природы и истории, охраной природных богатств Свердловской области.
3.3.5. Конкурсные материалы,
представленные на заочный тур, оцениваются по критериям (Приложение 6 к
Положению)
3.3.6. Победитель и призёры
определяются по сумме набранных баллов из 100: итоги заочного тура (рецензия),
очного тура (устная защита) и результаты выполнения индивидуального задания.
3.4. Турнир юных геологов «Урал –
сокровищница России»
3.4.1. Турнир юных геологов
«Урал – сокровищница России» (далее – Турнир) посвящен изучению геологии
Свердловской области. Тематика конкурсных работ должна быть посвящена изучению
истории освоения горных богатств Урала, геологического строения и состава горных
пород Уральских гор и ландшафта; поиску и оценке месторождений полезных
ископаемых, изучению минеральных ресурсов и геологических особенностей региона.
3.4.2. Участниками Конкурса
являются обучающиеся 7–11 классов. Рекомендовано формировать команды в
соответствии с возрастной группой 7–8 класс и 9–11 классы.
3.4.3. Участие в Конкурсе
может быть индивидуальным или командным (не более 3 обучающихся).
3.4.4. На заочный тур Турнира
принимаются исследовательские и прикладные проектные работы по следующей
тематике:
‒ минералогия;
‒ петрография;
‒ палеонтология;
‒ полезные ископаемые;
‒ история геологического
изучения Урала;
‒ геологические и геоморфологические памятники
природы Урала;
‒ геолого-экологические тропы
и маршруты по Уралу;
‒ отчеты по геологическим
экспедициям.
3.4.5. Очный тур Турнира
проводится в форме защиты исследовательских или прикладных проектных работ с
выполнением индивидуального задания. Индивидуальное задание может включать
вопросы, связанные с геологией, минералогией, петрографией, палеонтологией и историей
освоения уральских горных богатств.
3.4.6. Конкурсные материалы,
представленные на заочный тур, оцениваются по критериям (Приложение 6 к
Положению)
3.4.7. Победитель и призёры
определяются по сумме набранных баллов из 100: итоги заочного тура (рецензия),
очного тура (устная защита) и результаты выполнения индивидуального задания.
3.5. Конкурс активистов школьных музеев
3.5.1. Конкурс направлен на
развитие традиционных и инновационных музейных технологий; выявление и широкую
презентацию предметов историк культурного наследия, хранящихся в музеях
образовательных организаций, на современное исследование обучающимися музейных
коллекций и отдельных уникальных экспонатов, малоизвестных общественности; на
повышение интереса к экскурсионной деятельности в школьных музеях.
3.5.2. Участники конкурса
активистов школьных музеев – обучающиеся 7–11 классов образовательных
организаций Свердловской области. Конкурс предполагает как индивидуальное, так
и командное участие (не более 3-х человек). Рекомендовано формировать команды в
соответствии с возрастной группой 7–8 класс и 9–11 классы.
3.5.3. Помимо командного
выступления, каждый из участников очного тура выполняет индивидуальное задание.
Индивидуальное задание выполняется на экспозиционно-выставочном материале
принимающего музея и включает в себя вопросы, связанные с музейным делом, юбилейными
и памятными датами Российской Федерации и Свердловской области на текущий
учебный год, а также направленные на формирование общекультурных компетенций
обучающихся.
3.5.4. Каждый участник может
представить одну работу в одном из двух предлагаемых конкурсных направлений.
Конкурс проходит по двум направлениям:
- Исследователь
в музее;
-
Музейный проект.
3.5.5. Исследователь в музее –
предоставляются материалы научно-исследовательской деятельности по работе как с
фондами музея образовательной организации, так и с культурно-историческими
фондами территории, на которой расположен музей (предметы из иных музеев,
организаций, семейных архивов; печатные издания и периодика местного значения;
отдельные элементы архитектуры, городской среды; кино-фото материалы и пр.) с
целью создания информационной базы для будущих экспозиций и экскурсий в музее
образовательной организации.
Обучающиеся, участники данной
номинации, выполняют исследование, связанное со сбором материалов для уже
имеющихся экспозиций или для организации новых, и предоставляют на заочный этап
конкурса:
- работу, включающую в себя:
титульный лист, оглавление, введение (с актуальностью, целью, задачами),
основную часть (с результатами исследовательской работы), заключение (выводы),
список литературы и приложения;
- презентацию, отражающую
результаты исследовательской работы.
3.5.6. Музейный
проект - предоставляются материалы,
способствующие широкой презентации как собственных фондов музея образовательной
организации, так и историко-культурного наследия территории, на которой музей
расположен.
Обучающиеся, участники данной
номинации, выполняют прикладную проектную работу, включающую в себя:
- разработку и проведение экскурсии;
- разработку и создание экспозиции (выставки);
- разработку и создание тематического сайта;
- разработку и создание мультимедийной истории
(интерактивные веб-сайты, рассказывающие о жизни человека с помощью текста,
видео и фотографий; документальные фильмы с дополняющими их онлайн-материалами,
образовательные проекты; компьютерные игры с развитым сюжетом и пр.)
- другое.
3.5.7. Материалы,
представленные на заочный тур конкурса, должны содержать:
- работу, включающую в себя: титульный лист,
содержание, введение (с актуальностью, целью и задачами), основную часть (с
теоретическим минимумом и практической частью), заключение (с выводами и
оценкой результатов), список использованных источников и приложения;
- активную
гиперссылку на виртуальный исследовательский проект, размещенный в сети
Интернет или видеозапись экскурсии, проводимой участником/участниками конкурса
продолжительностью 5–10 минут (первые 5–10 минут экскурсии с охватом не менее
трех объектов экскурсионного показа).
3.5.8. Методические материалы
по оформлению экскурсии размещены на сайте ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» на
странице Конкурса-форума: https://dmcentre.ru/pf/uralsky-character/
3.5.9. Конкурсные материалы, представленные на
заочный тур, оцениваются по критериям (Приложение 6 к Положению)
В очном туре участники
проводят защиту (презентацию) конкурсной работы по одному из двух предлагаемых
конкурсных направлений, а также выполняют индивидуальное задание, включающие в
себя тестовые вопросы и атрибутирование музейного предмета.
Победители и призеры
определяются в каждом из представленных двух конкурсных направлений, набравшие
максимальное количество баллов из 100: по итогам заочного тура (рецензия),
очного тура (защита работы и выполнение индивидуального задания).
3.6. Краеведческий конкурс «Юные
знатоки Урала»
(1–6 классы)
3.6.1. Краеведческий конкурс
«Юные знатоки Урала» (далее – Конкурс) проводится для обучающихся 1–6 классов.
Конкурс предполагает, как индивидуальное, так и командное участие (не более 3-х
человек). Конкурс способствует выявлению и развитию познавательных способностей
обучающихся, приобщению детей и подростков к историческому прошлому и
настоящему родного края.
3.6.2 К участию в Конкурсе
предоставляются исследовательские и прикладные проектные работы, посвященные
знаменательным, юбилейным, памятным датам и событиям в истории Свердловской
области по следующим тематическим направлениям:
- Занимательная геральдика (муниципальные,
региональные, государственные символы, символика населенного пункта, семьи,
образовательной организации, дворянский родов региона, выполненная по правилам
геральдики);
- Хранители исторической памяти: Великая
Отечественная война. Специальная военная операция (сохранение памяти земляков,
поисковая деятельность, трудовые подвиги);
- Богатство природы (изучение и охрана природного
наследия края);
- Культурное наследие края (изучение культурного
наследия, жизни и творчества земляков; событий культурной жизни; хранители
этнокультурного достояния края, родословия, семейных традиций; литературное
наследие родного края; архитектура и урбанистические объекты);
- Путешествие
в мир открытий (изучение истории развития науки и технологии, известные ученые,
инженеры, изобретатели и др.)
3.6.3. Конкурсные материалы,
представленные на заочный тур, оцениваются по критериям (Приложение 6 к
Положению)
3.6.4. Жюри Конкурса
определяет участников очного тура. Вызов-приглашение на очный тур размещается
на сайте ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» на странице Конкурса-форума https://dm-centre.ru/pf/uralsky-character/
3.6.5. Конкурс проходит по
возрастным категориям:
– индивидуальная работа: 1–2 класс (1,2,3 место), 3–4 класс (1,2,3 место),
5–6 класс (1,2,3 место);
– командная работа: 1–2
класс (1,2,3 место), 3–4 класс (1,2,3 место), 5–6 класс (1,2,3 место).
3.6.6. В качестве итогового
продукта прикладной проектной работы может выступать: лэпбук, краеведческий
календарь, книга памяти, сайт, мультфильм, экскурсионный маршрут и др.
Продукт должен быть
практико-ориентированным и соответствовать теме проекта.
3.6.7. Победитель и призёры
определяются по сумме набранных баллов из 100: итоги заочного тура (рецензия),
очного тура (устная защита)
4. Порядок проведения Конкурса-форума
4.1. Комплекс
краеведческих мероприятий Конкурса-форума «Уральский характер»:
-
конкурс социальных
проектов «Я – гражданин»;
-
конкурс
историко-краеведческих исследовательских работ «Каменный пояс»;
-
конкурс
эколого-краеведческих исследовательских работ «Природное наследие Урала»;
-
турнир юных геологов «Урал
– сокровищница России»;
-
краеведческий конкурс
«Юные знатоки Урала» (I и II ступень обучения);
-
конкурс активистов
школьных музеев, проводится ежегодно в три этапа.
4.2. В I этапе могут участвовать все желающие (в соответствии с
условиями мероприятий, входящих в Конкурс-форум) из числа учащихся 1–11 классов
образовательных организаций муниципального округа Горноуральский Свердловской
области.
Во II этапе участниками являются победители и призеры I этапа.
(Февраль 2026г.)
В III областном этапе принимают участие победители II этапа
(Февраль-Март 2026г.).
Учащиеся, успешно прошедшие заочный тур III этапа Конкурса-форума,
приглашаются для участия в очном туре. Основанием для участия в очном туре III
этапа является информационное письмо-вызов, составленное по результатам работы
жюри и заверенное Оргкомитетом.
Для участия в Конкурсе-форуме в МБУ ДО «Районный дом детского
творчества» направляются:
- заявки и работы для
участия в муниципальном этапе областного конкурса - форума «Уральский характер»
необходимо отправить электронной почте: rddt@list.ru.
-
Заявки должны быть направлены с официальной почты
образовательной организации в формате Word и формате PDF (заверенные директором ОО). В теме
письма прописано название конкурса.
4.3. Сроки проведения конкурса-форума:
- Конкурс социальных
проектов «Я – гражданин» – до 09.02.2026г.
- Конкурс
историко-краеведческих исследовательских работ «Каменный пояс» – до
17.02.2025г.
- Эколого-краеведческий
конкурс «Природа Урала» – до 09.02.2026г.
- Турнир юных геологов «Урал
– сокровищница России» – до 09.02.2026г.
- Краеведческий конкурс
«Юные знатоки Урала» (I и II ступень обучения) – до 09.02.2026г.
- Конкурс активистов
школьных музеев – до 09.02.2026г.
Сроки могут быть изменены по предложению Оргкомитета.
Победители и призеры муниципального этапа награждаются почетными
грамотами Управления образования администрации муниципального округа
Горноуральский Свердловской области.
Победителем и призером Конкурса-форума может являться как
отдельный участник, так и коллектив учащихся под руководством педагога.
МБУ ДО «Районный дом детского творчества» формирует Оргкомитет
Конкурса-форума, который:
- является основным
координирующим органом по подготовке, организации и проведению конкурса;
- определяет состав жюри;
- ведет необходимую
документацию по организации и проведению Конкурса-форума;
- обобщает и представляет
материалы по итогам Конкурса-форума.
Для участия в Конкурсе-форуме «Уральский характер» в районный Оргкомитет направляются
(Приложение к Положению №1 и № 2):
- Электронная заявка;
- Участнику, законному представителю, руководителю конкурсной
работы, предлагается подписать согласие на использование и обработку своих
персональных данных и персональных данных подопечного, которое предоставляется
в Оргкомитет Конкурса-форума (Приложение № 2).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.12.2025
Дата обновления: 04.12.2025
Дата публикации: 04.12.2025