Педагогические формы и методы в процессе дополнительного образования детей
17.06.2021
Педагог дополнительного образования должен иметь представление о
том, когда рационально в образовательном процессе применять те или иные методы
и формы работы для достижения оптимального результата, т. е. знать не только
классификацию существующих в педагогике методов, но и их сравнительные
возможности. Данный материал поможет ориентироваться педагогам в целом поле
проблемных вопросов, связанных с педагогическими методами и формами, и
осуществить их оптимальный выбор с учетом современных требований к результатам
образования.
Разберемся, что называется методом обучения; почему существует
много определений метода обучения; почему существует много классификаций
методов обучения.
«Метод» - по-гречески -
«путь к чему-либо» - способ достижения цели. Метод обучения – способ
приобретения знаний. Т.е. метод - обязательный элемент любой деятельности, в
том числе и педагогической. В педагогической литературе нет единого мнения
относительно роли и определения понятия «метод обучения». Существуют различные
подходы к определению этого понятия.
В педагогическом словаре под методом обучения подразумевается
способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее
определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями
и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин: метод обучения предполагает непременное
взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует
деятельность ученика над объектом изучения; в результате этой деятельности
реализуется учение, усвоение учеником содержание образования.
Ю.К. Бабанский: Способ упорядоченной деятельности преподавателя и
обучаемого; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания
и развития в процессе обучения.
А.В. Хуторской: Метод обучения – это способ совместной
деятельности учителя и ученика, направленный ими на достижение образовательных
целей.
И.Ф. Харламов: Под методом обучения следует понимать способы
обучающей деятельности учителя и организации учебно-познавательной деятельности
обучающихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение
изучаемым материалом.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности
педагогов и обучающихся по осуществлению задач обучения и воспитания.
Поскольку методы обучения рассматриваются в разных аспектах, то
вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации. Единой
классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные
авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы
закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов
обучения.
Классификация методов обучения
по В.П.Петровскому и Е.Я.Голанту
Классификация
методов обучения |
Метод |
Объяснение
метода |
Возможные
формы проведения занятия |
по
уровню активности обучающихся |
пассивные
|
обучающиеся
слушают и смотрят, без каких либо проявлений активности и обратной связи |
рассказ,
лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение и тд. |
|
активные
|
методы,
которые организуют самостоятельную работу обучающихся, взаимодействие с
педагогом, с обучающимися, требует обязательной обратной связи |
лабораторная
работа, практическая работа, работа с книгой, практикум и тд. |
по
источнику получения знаний |
словесные
|
живое
слово учителя, работа с книгой |
рассказ,
беседа, инструктаж, лекция, объяснение, доклад и т.д. |
|
наглядные
|
работа с
наглядным материалом |
демонстрация
плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; презентация; иллюстрирование,
показ, предъявление материала, слайды и тд |
|
практические
|
изучение
окружающей действительности |
практические
задания, тренинги, деловые игры, ролевая игра, упражнение, тренировка,
практикумы, творческие проекты, лабораторные работы и тд. |
Классификация методов обучения
по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину
Классификация методов обучения |
Метод |
Объяснение метода |
Возможные формы проведения занятия |
по характеру познавательной деятельности обучающихся |
объяснительно-иллюстративные |
Педагог разными средствами сообщает готовую информацию, а обучающиеся
ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти |
рассказ, объяснение, беседа, показ, доклад, инструктаж,
демонстрация и т.д. |
|
репродуктивный |
Обучающиеся усваивают информацию и могут воспроизвести ее,
повторить способ деятельности по заданию преподавателя |
упражнения, алгоритмы, лекция и т.д. |
|
метод проблемного изложения |
Педагог ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход
мысли в процессе познания. Обучающиеся при этом следят за логикой изложения,
усваивая этапы решения целостных проблем. |
беседа, игра, задача, обобщение и т.д. |
|
частично-поисковые (эвристические) |
Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом. |
диспут, дискуссия, самостоятельная работа, наблюдение,
лабораторная работа, деловая игра и т.д. |
|
исследовательские |
Овладение обучающимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы. |
проектирование, творческие задания, исследовательское
моделирование и т.д. |
Классификация методов обучения
по Ю.К. Бабанскому
Классификация методов обучения |
Метод |
Объяснение метода |
Возможные формы проведения занятия |
По месту в структуре деятельности |
Методы стимулирования и мотивации учения |
Создание благоприятного общения, влияние положительного примера,
формирование интереса к учению, долга и ответственности в учении |
познавательные игры, учебные дискуссии, беседа, мозговой штурм и
т.д. |
|
Методы организации и осуществления учебных действий и операций |
Организация познавательной деятельности обучающихся по
чувственному восприятию, логическому осмыслению учебной информации,
самостоятельному поиску и получению новых знаний |
лекция, рассказ, беседа, демонстрации, кинопоказ, упражнения, практическая работа, инструктаж, иллюстрирование,
объяснение, практическая тренировка, самостоятельная работа и др. |
|
Методы контроля и самоконтроля |
Создание условий для контроля и самоконтроля в процессе обучения |
устный контроль, письменный контроль, лабораторная работа,
практикум, тестирование, открытое занятие, индивидуальная работа,
демонстрация, концерт и др. |
Классификация методов обучения
по М. А. Данилову и Б. П. Есипову
Классификация методов обучения |
Метод |
Возможные формы проведения занятия |
по дидактической цели |
методы приобретения новых знаний |
устное изложение, беседа, работа с книгой, лабораторная работа,
показ, самостоятельная работа и др. |
|
методы формирования умений и навыков |
упражнение, повторение, самостоятельная работа, показ, игры и
др. |
|
методы применения знаний |
практическая работа, самостоятельная работа и др. |
|
методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков |
обсуждение, дискуссия, упражнения, творческий проект и др. |
При выборе и сочетании педагогических методов необходимо
руководствоваться следующими критериями:
1. Соответствие методов принципам обучения.
2. Соответствие целям и задачам обучения.
3. Соответствие содержанию данной темы.
4. Соответствие учебным возможностям обучающихся: возрастным
(физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности,
воспитанности и развития); особенностям детского коллектива.
5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для
обучения.
6. Соответствие возможностям самих педагогов. Эти возможности
определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической
подготовленности, личностными качествами и пр.
7. Соответствие ожидаемым результатам.
При отборе методов и форм работы на этапе проектирования учебного
занятия педагогу важно помнить:
- находящийся отдельно метод обучения не может обеспечить
результатов в полной мере;
- хороших результатов в обучении можно достичь при использовании
целого ряда методов;
- наибольшего эффекта можно достигнуть используя дополняющие друг
друга методы, ориентированные на единую цель.
В системе образования достаточно долго доминировали методы,
связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в
стандартных привычных ситуациях. Обучающийся был получателем готовой
информации, которая постепенно становилась знанием. Сегодня образование должно
обеспечивать саморазвитие, самоактуализацию обучающихся. Во главу угла ставится
развитие коммуникативных умений, самостоятельности и ответственности, умений
работать в команде, умений работать с информацией, умение проектировать свой
жизненный и профессиональный маршрут, креативности, и т.д. Важно, освоить и
внедрить в свою профессиональную деятельность методы организации творческого
процесса:
Метод |
Особенности метода |
Метод «Мозговой штурм» |
Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования
творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают
высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых
фантастичных |
Метод ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) |
Помогает в организации мышления при поиске идеи, и делает этот
поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи
более высокого изобретательского уровня |
Метод «Синектика» |
Метод групповой творческой активности, основанный на
сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном
использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников. |
Морфологический метод |
Подбор возможных решений для отдельных частей задач и
последующим систематизированном получение их сочетаний (комбинировании). |
Для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ различной направленности существует «бесчисленный» набор своих,
специфических методов.
Так для развития двигательной активности можно использовать
следующие методы:
Методы |
Особенности метода |
Метод целостно-конструктивного упражнения |
упражнение выполняется с самого начало до конца, без расчленения
на сложные и простые части. Применяется на любом этапе обучения. |
Расчлененно - конструктивный метод |
упражнение разбивается на фазы или элементы с поочерёдным их
разучиванием и последующим соединением их в единое целое. Применяется на
начальных этапах обучения. |
Метод сопряженного воздействия |
используется на этапе совершенствования техники упражнений
(облегченные или затрудненные условия). |
На занятиях с использованием информационно-коммуникационных
технологий возможно использование следующих методов:
Методы |
Особенности метода |
Обучение на основе информационных ресурсов |
Активное использование обучающимися баз данных, различных
образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной
информации |
Ассоциативный метод |
Создание информационной обучающей среды на базе электронных
образовательных ресурсов, которые обуславливают возможность для обучающихся
изучать учебный материал не в определённой учителем последовательности, а
свободно, руководствуясь своими ассоциациями, потребностями, приоритетами |
Метод вынужденного предположения |
Школьник ставится в ситуацию, которая вынуждает его высказывать
определённые предположения, гипотезы. Используя полученную из разных
источников информацию, он может развивать и обосновывать эту гипотезу. Если
же она не оправдывается, обучающийся поощряется к её коррекции или выдвижению
новой версии |
Учебное компьютерное моделирование |
Использование в образовательном процессе информационных и
коммуникационных технологий. |
Педагогические формы
Организационные формы обучения являются одним из элементов
педагогической системы и представляют собой внешнюю сторону организации процесса
обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. В переводе с
латинского forma — наружный вид, внешнее очертание, устройство, структура
чего-либо, система организации чего-либо. С.И. Ожегов «форму» определяет как
внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкция чего-либо,
обусловленные определенным содержанием.
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности
педагога и обучающихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме;
организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание
учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и
группировку обучаемых.
Различие понятий «форма» и «метод».
Методы объясняют суть взаимодействия педагога и обучающегося,
формы объясняют, как организовать обучение в конкретных условиях.
Методы и формы в педагогическом процессе взаимосвязаны:
- метод подчиняет себе форму;
- каждому из сложившихся методов адекватна определенная форма,
т.е. реализация метода требует определенных форм;
- метод, однако, на практике реализуется в различных формах, давая
в силу этого разный эффект. Форма обладает по отношению к методу определенной
автономностью и устойчивостью;
- метод, будучи «базисом» формы обучения, более подвижен, изменчив
и чувствителен по отношению к требованиям общественного производства, чем
форма.
Б.Т. Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обучения:
1)обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для
передачи ЗУНов, формирования практических способностей;
2)воспитательная – последовательное введение школьника в
разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;
3)организационная – четкая организация методической подачи
материала, строгий отбор вспомогательных средств;
4)психологическая – выработка у обучающихся определенного
деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;
5)развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности
с активными методами;
6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная
деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и
дифференцированный подход к обучающимся;
7)систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного
материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на
уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;
8)стимулирующая – мобилизация обучающихся на активное усвоение
материала;
9)дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют
и корректируют друг друга.
Формы обучения подразделяют на фронтальные, коллективно-групповые
и индивидуальные. Основная организационная форма обучения в дополнительном
образовании – учебное занятие.
Кроме учебного занятия в дополнительном образовании используется
большое разнообразие форм обучения: экскурсия, поход, занятие-игра, семинар,
тренинг, и других.
Подбор форм организации учебного занятия зависит от направленности
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, специфики
занятий, от преобладания на занятии того или иного вида деятельности.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя
с одним учеником (репетиторство, тьютерство, консультации и т. п.).
В коллективно-групповых формах обучения школьники работают в
группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всей
группой в едином темпе и с общими задачами.
Коллективно-групповая форма обучения отличается от фронтальной
тем, что обучающиеся класса рассматриваются как целостный коллектив или группа,
которые имеют своих лидеров и особенности взаимодействия.
Виды форм обучения:
|
Коллективно-групповые |
Индивидуальные |
Фронтальные |
Традиционные |
Занятие Семинары Лекции Конференции Олимпиады Мастерские Студии Деловые игры Факультатив Экзамен Учебная экскурсия Дополнительные занятия Соревнования Конкурс Открытое занятие |
Тьютерство Репетиторство Консультация Менторство Семейное обучение Самообучение |
«Погружения» Научные недели Творческие недели Проекты Конкурс Лекция Доклад |
Нетрадиционные |
Интегрированные занятия Заочная экскурсия КВН Лекция-парадокс Исследование Уроки мудрости Пресс-конференция Урок-сказка Следствие Экскурсия в прошлое Парный опрос Турнир Аукцион Путешествие Утренник Экспресс-опрос Эстафета Урок-блок Бенефис Литературная прогулка Спектакль Урок-зачет Дуэль Митинг Литературная гостиная Концерт Урок-консультация Ученый совет |
Вопросно-ответная форма |
Заочная экскурсия Пресс-конференция Круглый стол Мозговой штурм Тренинг |
Ценность нетрадиционных форм обучения заключается в
последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной
и изобретательской направленности занятий. Помимо того, что данные формы
обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями, они учат
взаимодействовать в группе, творчески подходить к решению поставленных задач,
фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать свою
работу и работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою
работу.
Возможные формы проведения занятий:
акция |
круглый стол |
сбор |
|
аукцион |
круиз |
семинар |
|
бенефис |
лабораторное занятие |
сказка |
|
беседа |
эвристическая лекция |
смотрины |
|
вернисаж |
мастер-класс |
соревнование |
|
викторина |
«мозговой штурм» |
спектакль |
|
встреча с интересными людьми |
наблюдение |
студия |
|
выставка |
олимпиада |
творческая встреча |
|
галерея |
открытое занятие |
творческая мастерская |
|
гостиная |
посиделки |
творческий отчет |
|
диспут, дискуссия, обсуждение |
поход |
тренинг |
|
занятие-игра |
праздник |
турнир |
|
защита проектов |
практическое занятие |
фабрика |
|
игра деловая |
представление |
фестиваль |
|
игра-путешествие |
презентация |
чемпионат |
|
игра сюжетно-ролевая |
производственная бригада |
шоу |
|
игровая программа |
профильный лагерь |
экзамен |
|
класс-концерт |
поход |
экскурсия |
|
КВН |
размышление |
экспедиция |
|
конкурс |
рейд |
эксперимент |
|
консультация |
репетиция |
эстафета |
|
конференция |
ринг |
ярмарка |
|
концерт |
салон |
и другие |
Практические рекомендации:
Проанализируйте свою рабочую программу на предмет используемых
Вами педагогических методов и форм?
Достаточен ли набор методов и форм для достижения тех результатов,
которые предполагает реализуемая Вами программа?
Подумайте, какие еще методы и формы Вы можете включить в свою
практическую деятельность?
Обратитесь к списку предложенной литературы, познакомьтесь с
методами, стимулирующими творческую активность обучающихся. Смелее включайте их
в свою профессиональную деятельность.
Список используемой литературы:
1.Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. учебное пособие для
педагогических институтов – М., просвещение, 1988
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие
для студентов-педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России, 2002
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.
Бим-Бад. – М., 2007.
4. Филатова И.А. Проблемы ценностных оснований профессиональной
подготовки педагогов / И.А. Филатова. Ярославль, 2013. — № 4. — С. 50—57.
5. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. — М., 1985
6. Лернер И. Я., Скаткин М.Н О методах обучения // Советская
педагогика. 1965. - № 3.
7. Голант Е. Я., Методы обучения в советской школе, М., 1957;
8. Данилов м. А., Есипов Б. П., Дидактика, М., 1957
9. Щукина Г.И. Методы обучения как компонент учебного процесса//
Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Список рекомендуемой литературы
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Оганезова Л.М. Современный урок.
Часть 4. Альтернативные уроки. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина, Л.М.Оганезова.
– Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 240с.; - (Педагогика нового времени)
Представлены различные варианты традиционной и развивающей организации
учебных занятий, самостоятельной работы школьников. Дано развернутое описание
наиболее актуальных технологий развивающего обучения для всех ступеней
образования. В приложениях помещены методические материалы и рекомендации,
снимающие затруднения учителя при организации урока.
2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. Не
совсем обычные и совсем необычные уроки. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. –
Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 288с.; - (Педагогика нового времени)
Рассмотрены ключевые проблемы необычных уроков и способы их
преодоления. Представлены основные способы организации работы учителя с
содержанием и технологиями обучения в режиме взаимодействия с учениками в
различных формах современного урока.
3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.
Научно-практическое пособие. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-н/Д:
Учитель, 2006. – 288с.; - (Педагогика нового времени)
Пособие посвящено научно-практическим решениям проблем
современного урока. Представлены различные варианты традиционной и развивающей
организации учебных занятий, самостоятельной работы школьников.
4. Анализ урока: Типология, методики, диагностика / Авт.-сост.
Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121с.; - (В помощь
администрации школы)
В основу современного анализа урока положен комплексный подход, в
котором тесно взаимосвязаны педагогический, содержательный, методический,
предметный аспекты, и это, в свою очередь, нашло отражение в предлагаемом
пособии.
5. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ,
планирование. / Авт.-сост. Г.П.Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. –
124с.; - (В помощь администрации школы)
Данное пособие предлагает цикличную модель мониторинговых
исследований образовательного процесса, представляющую алгоритм работы в
системе: учитель – ученик – результат - результаты класса - анализ учителя -
результаты по предмету в контексте общей проверки знаний - анализ работы
учителя по разным параметрам - оказание методической помощи учителю - коррекция
учебного процесса.
6. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока /
Г.О.Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 188с.
В данном пособии рассматриваются важнейшие вопросы практического
целеполагания (виды целей, их иерархия, требования к формулировкам),
предлагается необходимый инструментарий разработки стратегии и тактики урока.
7. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и
решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160с.; - (Библиотека журнала
«Директор школы» Вып.3)
Книга об уроке написана на стыке старого традиционного знания и
нового, инновационного. В книге систематизированы знания об уроке, выделены
резервы его качества, раскрыты новейшие технологии, способы проектирования
урока и его экспертиза самим учителем.
8. Разина Н.А., Абдуллина Т.Н., Лукьянова М.И. Личностно
ориентированный урок: Конструирование и диагностика: Учебно-методическое
пособие - Педагогический поиск, 2006
В учебно-методическом пособии дается характеристика
психолого-дидактических аспектов организации личностно ориентированного урока:
рассматривается его системообразующий компонент – личностно ориентированная
учебная ситуация; обобщаются различные варианты психолого-педагогического
анализа личностно ориентированного урока; предлагается диагностический
инструментарий для изучения развития личностных качеств обучающихся под
влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.06.2021
Дата обновления: 18.04.2022
Дата публикации: 17.06.2021