Педагогические формы и методы в процессе дополнительного образования детей

17.06.2021

Педагог дополнительного образования должен иметь представление о том, когда рационально в образовательном процессе применять те или иные методы и формы работы для достижения оптимального результата, т. е. знать не только классификацию существующих в педагогике методов, но и их сравнительные возможности. Данный материал поможет ориентироваться педагогам в целом поле проблемных вопросов, связанных с педагогическими методами и формами, и осуществить их оптимальный выбор с учетом современных требований к результатам образования.

Разберемся, что называется методом обучения; почему существует много определений метода обучения; почему существует много классификаций методов обучения.

 «Метод» - по-гречески - «путь к чему-либо» - способ достижения цели. Метод обучения – способ приобретения знаний. Т.е. метод - обязательный элемент любой деятельности, в том числе и педагогической. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Существуют различные подходы к определению этого понятия.

В педагогическом словаре под методом обучения подразумевается способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин: метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения; в результате этой деятельности реализуется учение, усвоение учеником содержание образования.

Ю.К. Бабанский: Способ упорядоченной деятельности преподавателя и обучаемого; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

А.В. Хуторской: Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и ученика, направленный ими на достижение образовательных целей.

И.Ф. Харламов: Под методом обучения следует понимать способы обучающей деятельности учителя и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся по осуществлению задач обучения и воспитания.

Поскольку методы обучения рассматриваются в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения.

 

Классификация методов обучения

по В.П.Петровскому и Е.Я.Голанту

 

Классификация методов обучения

Метод

Объяснение метода

Возможные формы проведения занятия

по уровню активности обучающихся

пассивные

обучающиеся слушают и смотрят, без каких либо проявлений активности и обратной связи

рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение и тд.

 

активные

методы, которые организуют самостоятельную работу обучающихся, взаимодействие с педагогом, с обучающимися, требует обязательной обратной связи

лабораторная работа, практическая работа, работа с книгой, практикум и тд.

по источнику получения знаний

словесные

живое слово учителя, работа с книгой

рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, доклад и т.д.

 

наглядные

работа с наглядным материалом

демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; презентация; иллюстрирование, показ, предъявление материала, слайды и тд

 

практические

изучение окружающей действительности

практические задания, тренинги, деловые игры, ролевая игра, упражнение, тренировка, практикумы, творческие проекты, лабораторные работы и тд.

 

Классификация методов обучения

по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину

Классификация методов обучения

Метод

Объяснение метода

Возможные формы проведения занятия

по характеру познавательной деятельности обучающихся

объяснительно-иллюстративные

Педагог разными средствами сообщает готовую информацию, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

рассказ, объяснение, беседа, показ, доклад, инструктаж, демонстрация и т.д.

 

репродуктивный

Обучающиеся усваивают информацию и могут воспроизвести ее, повторить способ деятельности по заданию преподавателя

упражнения, алгоритмы, лекция и т.д.

 

метод проблемного изложения

Педагог ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучающиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем.

беседа, игра, задача, обобщение и т.д.

 

частично-поисковые (эвристические)

Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

диспут, дискуссия, самостоятельная работа, наблюдение, лабораторная работа, деловая игра и т.д.

 

исследовательские

Овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

проектирование, творческие задания, исследовательское моделирование и т.д.

 

Классификация методов обучения

по Ю.К. Бабанскому

Классификация методов обучения

Метод

Объяснение метода

Возможные формы проведения занятия

По месту в структуре деятельности

Методы стимулирования и мотивации учения

Создание благоприятного общения, влияние положительного примера, формирование интереса к учению, долга и ответственности в учении

познавательные игры, учебные дискуссии, беседа, мозговой штурм и т.д.

 

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

 

Организация познавательной деятельности обучающихся по чувственному восприятию, логическому осмыслению учебной информации, самостоятельному поиску и получению новых знаний

лекция, рассказ, беседа, демонстрации, кинопоказ,

упражнения, практическая работа, инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка,

самостоятельная работа и др.

 

Методы контроля и самоконтроля

 

Создание условий для контроля и самоконтроля в процессе обучения

 

устный контроль, письменный контроль, лабораторная работа, практикум, тестирование, открытое занятие, индивидуальная работа, демонстрация, концерт и др.

 

Классификация методов обучения

по М. А. Данилову и Б. П. Есипову

Классификация методов обучения

Метод

Возможные формы проведения занятия

по дидактической цели

методы приобретения новых знаний

устное изложение, беседа, работа с книгой, лабораторная работа, показ, самостоятельная работа и др.

 

методы формирования умений и навыков

упражнение, повторение, самостоятельная работа, показ, игры и др.

 

методы применения знаний

практическая работа, самостоятельная работа и др.

 

методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков

обсуждение, дискуссия, упражнения, творческий проект и др.

 

При выборе и сочетании педагогических методов необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям обучающихся: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям детского коллектива.

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.

6. Соответствие возможностям самих педагогов. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами и пр.

7. Соответствие ожидаемым результатам.

При отборе методов и форм работы на этапе проектирования учебного занятия педагогу важно помнить:

- находящийся отдельно метод обучения не может обеспечить результатов в полной мере;

- хороших результатов в обучении можно достичь при использовании целого ряда методов;

- наибольшего эффекта можно достигнуть используя дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.

В системе образования достаточно долго доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Обучающийся был получателем готовой информации, которая постепенно становилась знанием. Сегодня образование должно обеспечивать саморазвитие, самоактуализацию обучающихся. Во главу угла ставится развитие коммуникативных умений, самостоятельности и ответственности, умений работать в команде, умений работать с информацией, умение проектировать свой жизненный и профессиональный маршрут, креативности, и т.д. Важно, освоить и внедрить в свою профессиональную деятельность методы организации творческого процесса:

Метод

Особенности метода

Метод «Мозговой штурм»

Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных

Метод ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Помогает в организации мышления при поиске идеи, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня

Метод «Синектика»

Метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.

Морфологический метод

Подбор возможных решений для отдельных частей задач и последующим систематизированном получение их сочетаний (комбинировании).

Для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности существует «бесчисленный» набор своих, специфических методов.

Так для развития двигательной активности можно использовать следующие методы:

Методы

Особенности метода

Метод целостно-конструктивного упражнения

упражнение выполняется с самого начало до конца, без расчленения на сложные и простые части. Применяется на любом этапе обучения.

Расчлененно - конструктивный метод

упражнение разбивается на фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением их в единое целое. Применяется на начальных этапах обучения.

Метод сопряженного

воздействия

используется на этапе совершенствования техники упражнений (облегченные или затрудненные условия).

 

На занятиях с использованием информационно-коммуникационных технологий возможно использование следующих методов:

 

Методы

Особенности метода

Обучение на основе информационных ресурсов

Активное использование обучающимися баз данных, различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной информации

Ассоциативный метод

Создание информационной обучающей среды на базе электронных образовательных ресурсов, которые обуславливают возможность для обучающихся изучать учебный материал не в определённой учителем последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, потребностями, приоритетами

Метод вынужденного предположения

 

Школьник ставится в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определённые предположения, гипотезы. Используя полученную из разных источников информацию, он может развивать и обосновывать эту гипотезу. Если же она не оправдывается, обучающийся поощряется к её коррекции или выдвижению новой версии

Учебное компьютерное моделирование

Использование в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий.

Педагогические формы

Организационные формы обучения являются одним из элементов педагогической системы и представляют собой внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. В переводе с латинского forma — наружный вид, внешнее очертание, устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. С.И. Ожегов «форму» определяет как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием.

Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме;

организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых.

Различие понятий «форма» и «метод».

Методы объясняют суть взаимодействия педагога и обучающегося, формы объясняют, как организовать обучение в конкретных условиях.

Методы и формы в педагогическом процессе взаимосвязаны:

- метод подчиняет себе форму;

- каждому из сложившихся методов адекватна определенная форма, т.е. реализация метода требует определенных форм;

- метод, однако, на практике реализуется в различных формах, давая в силу этого разный эффект. Форма обладает по отношению к методу определенной автономностью и устойчивостью;

- метод, будучи «базисом» формы обучения, более подвижен, изменчив и чувствителен по отношению к требованиям общественного производства, чем форма.

Б.Т. Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обучения:

1)обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для передачи ЗУНов, формирования практических способностей;

2)воспитательная – последовательное введение школьника в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;

3)организационная – четкая организация методической подачи материала, строгий отбор вспомогательных средств;

4)психологическая – выработка у обучающихся определенного деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;

5)развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами;

6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся;

7)систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;

8)стимулирующая – мобилизация обучающихся на активное усвоение материала;

9)дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют и корректируют друг друга.

Формы обучения подразделяют на фронтальные, коллективно-групповые и индивидуальные. Основная организационная форма обучения в дополнительном образовании – учебное занятие.

Кроме учебного занятия в дополнительном образовании используется большое разнообразие форм обучения: экскурсия, поход, занятие-игра, семинар, тренинг, и других.

Подбор форм организации учебного занятия зависит от направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, специфики занятий, от преобладания на занятии того или иного вида деятельности.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьютерство, консультации и т. п.).

В коллективно-групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами. Хочу такой сайт

Коллективно-групповая форма обучения отличается от фронтальной тем, что обучающиеся класса рассматриваются как целостный коллектив или группа, которые имеют своих лидеров и особенности взаимодействия.

 

Виды форм обучения:

 

Коллективно-групповые

Индивидуальные

Фронтальные

Традиционные

Занятие

Семинары

Лекции

Конференции

Олимпиады

Мастерские

Студии

Деловые игры

Факультатив

Экзамен

Учебная экскурсия

Дополнительные занятия

Соревнования

Конкурс

Открытое занятие

Тьютерство

Репетиторство

Консультация

Менторство

Семейное обучение

Самообучение

«Погружения»

Научные недели

Творческие недели

Проекты

Конкурс

Лекция

Доклад

Нетрадиционные

Интегрированные занятия

Заочная экскурсия

 КВН

Лекция-парадокс

Исследование

Уроки мудрости

Пресс-конференция

Урок-сказка

Следствие

Экскурсия в прошлое

Парный опрос

Турнир

Аукцион

Путешествие

Утренник

Экспресс-опрос

Эстафета

Урок-блок

Бенефис

Литературная прогулка

Спектакль

Урок-зачет

Дуэль

Митинг

Литературная гостиная

Концерт

Урок-консультация Ученый совет

Вопросно-ответная форма

Заочная экскурсия

Пресс-конференция

Круглый стол

Мозговой штурм

Тренинг

 

 

Ценность нетрадиционных форм обучения заключается в последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной и изобретательской направленности занятий. Помимо того, что данные формы обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями, они учат взаимодействовать в группе, творчески подходить к решению поставленных задач, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать свою работу и работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою работу.

Возможные формы проведения занятий:

акция

круглый стол

сбор

аукцион

круиз

семинар

бенефис

лабораторное занятие

сказка

беседа

эвристическая лекция

смотрины

вернисаж

мастер-класс

соревнование

викторина

«мозговой штурм»

спектакль

 

встреча с интересными людьми

наблюдение

студия

 

выставка

олимпиада

творческая встреча

 

галерея

открытое занятие

творческая мастерская

 

гостиная

посиделки

творческий отчет

 

диспут, дискуссия, обсуждение

поход

тренинг

 

занятие-игра

праздник

турнир

 

защита проектов

практическое занятие

фабрика

 

игра деловая

представление

фестиваль

 

игра-путешествие

презентация

чемпионат

 

игра сюжетно-ролевая

производственная бригада

шоу

 

игровая программа

профильный лагерь

экзамен

 

класс-концерт

поход

экскурсия

 

КВН

размышление

экспедиция

 

конкурс

рейд

эксперимент

 

консультация

репетиция

эстафета

 

конференция

ринг

ярмарка

 

концерт

салон

и другие

 

 

Практические рекомендации:

Проанализируйте свою рабочую программу на предмет используемых Вами педагогических методов и форм?

Достаточен ли набор методов и форм для достижения тех результатов, которые предполагает реализуемая Вами программа?

Подумайте, какие еще методы и формы Вы можете включить в свою практическую деятельность?

Обратитесь к списку предложенной литературы, познакомьтесь с методами, стимулирующими творческую активность обучающихся. Смелее включайте их в свою профессиональную деятельность.

 

Список используемой литературы:

1.Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. учебное пособие для педагогических институтов – М., просвещение, 1988

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России, 2002

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007.

4. Филатова И.А. Проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки педагогов / И.А. Филатова. Ярославль, 2013. — № 4. — С. 50—57.

5. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985

6. Лернер И. Я., Скаткин М.Н О методах обучения // Советская педагогика. 1965. - № 3.

7. Голант Е. Я., Методы обучения в советской школе, М., 1957;

8. Данилов м. А., Есипов Б. П., Дидактика, М., 1957

9. Щукина Г.И. Методы обучения как компонент учебного процесса// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

Список рекомендуемой литературы

1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина, Л.М.Оганезова. – Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 240с.; - (Педагогика нового времени)

Представлены различные варианты традиционной и развивающей ор­ганизации учебных занятий, самостоятельной работы школьников. Дано развернутое описание наиболее актуальных технологий развивающего обучения для всех ступеней образования. В приложениях помещены методиче­ские материалы и рекомендации, снимающие затруднения учителя при организации урока.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 288с.; - (Педагогика нового времени)

Рассмотрены ключевые проблемы необычных уроков и способы их преодоления. Представлены основные способы организации работы учителя с содержанием и технологиями обучения в режиме взаимодействия с учениками в различных формах современного урока.

3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 288с.; - (Педагогика нового времени)

Пособие посвящено научно-практическим решениям проблем современного урока. Представлены различные варианты традиционной и развивающей организации учебных занятий, самостоятельной работы школьников.

4. Анализ урока: Типология, методики, диагностика / Авт.-сост. Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121с.; - (В помощь администрации школы)

В основу современного анализа урока положен комплексный подход, в котором тесно взаимосвязаны педагогический, содержательный, методический, предметный аспекты, и это, в свою очередь, нашло отражение в предлагаемом пособии.

5. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. / Авт.-сост. Г.П.Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 124с.; - (В помощь администрации школы)

Данное пособие предлагает цикличную модель мониторинговых исследований образовательного процесса, представляющую алгоритм работы в системе: учитель – ученик – результат - результаты класса - анализ учителя - результаты по предмету в контексте общей проверки знаний - анализ работы учителя по разным параметрам - оказание методической помощи учителю - коррекция учебного процесса.

6. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О.Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 188с.

В данном пособии рассматриваются важнейшие вопросы практического целеполагания (виды целей, их иерархия, требования к формулировкам), предлагается необходимый инструментарий разработки стратегии и тактики урока.

7. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160с.; - (Библиотека журнала «Директор школы» Вып.3)

Книга об уроке написана на стыке старого традиционного знания и нового, инновационного. В книге систематизированы знания об уроке, выделены резервы его качества, раскрыты новейшие технологии, способы проектирования урока и его экспертиза самим учителем.

8. Разина Н.А., Абдуллина Т.Н., Лукьянова М.И. Личностно ориентированный урок: Конструирование и диагностика: Учебно-методическое пособие - Педагогический поиск, 2006

В учебно-методическом пособии дается характеристика психолого-дидактических аспектов организации личностно ориентированного урока: рассматривается его системообразующий компонент – личностно ориентированная учебная ситуация; обобщаются различные варианты психолого-педагогического анализа личностно ориентированного урока; предлагается диагностический инструментарий для изучения развития личностных качеств обучающихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке.

 

Методист МБУ ДО РДДТ Карина Фирстова

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.06.2021

Дата обновления: 18.04.2022

Дата публикации: 17.06.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».