Основные аспекты теории и практики проектной деятельности

21.11.2022

Основные аспекты теории и практики проектной деятельности:

 понятие метода проектов, типология проектов, методы проектирования, структура проекта, требования к оформлению проектной работы, правила проведения презентации и защиты; 

вопросы по выбору темы, приемы по доказательству актуальности, выявлению противоречия, обоснованию проблемы и плавному выходу на цель проекта;

 объект и предмет; 

задачи и гипотеза;

план проекта.

В рекомендациях приведены клише, с помощью которых, учитель легко сможет помочь детям составить проект по всем правилам, дана схема как составить защиту проекта, на что обратить внимание и на что сделать акцент.

Гайд по созданию учебных проектов и исследовательских работ

Гайд имеет практико-ориентированную направленность и адресовано как педагогическим работникам, так и родителям и обучающимся.

1.      Что такое проект?

Проект – это деятельность по созданию какой-либо системы, объекта или модели, нацеленная на качественные изменения процесса.

Проект — это «пять П»: проблема — план — поиск информации — продукт — презентация. Основные направления проектной деятельности: исследовательское, инженерное, научно-технологическое, естественнонаучное, химико-биологическое, гуманитарное (лингвистика, история, обществознание).

Виды проектов

Практико-ориентированный проект. Цель: решение практических задач заказчика проекта. Проектный продукт: учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации.

Исследовательский проект. Цель: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проектный продукт: результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов.

Информационный проект. Цель: сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Проектный продукт: статистические данные, результаты опросов, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу.

Творческий проект. Цель: привлечение интереса публики к проблеме проекта. Проектный продукт: литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия.

Игровой или ролевой проект. Цель: предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектный продукт: мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).

2.      Этапы работы над проектом 

-        Подготовительный.

-        Практический (конструкторский, технологический, создание- продукта).

-        Заключительный (анализ полученных результатов, выводы,- оформление проекта, защита).

Элементы проекта

1. Постановка проблемы проекта. Почему? Актуальность проблемы.

2. Цель проекта. Зачем? Целеполагание.

3. Задачи проекта. Что? Постановка задач.

4. Методы и способы. Как? Планирование.

5. Создание продукта. Как лучше? Поиск информации, создание продукта.

6. Результат. Что получится? Ожидаемый результат (продукт, презентация).

Как сформулировать проблему исследования? Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.

Проблема подскажет

Как сформулировать тему исследования?

Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Это поможет сформулировать проблему.

Как это назвать? Это поможет сформулировать тему.

Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Обосновываем актуальность исследования. Хочу такой сайт

Актуальность темы

Актуальность показывает не только, насколько изучение данного вопроса важно для науки и практики, но почему это изучение важно именно сейчас, а может быть и именно здесь.

Степень актуальности может быть различна. Например. Это важно: 1) для науки в целом; 2) для формирования общественного мнения; 3) для реализации на практике; 4) для нашего региона; 5) для нашего учреждения; 6) для меня (субъективный уровень).

Обоснование актуальности приводит к выявлению противоречий.

Противоречие. Потребности, желания, необходимость, требования социального заказа, новые задачи, противоречия, недостаточная разработанность этой области, отсутствие знаний, невысокое качество, нереализованные возможности…

Проблема. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. На основании противоречия сформулируйте проблему. Чаще всего проблема формулируется с помощью вопроса. Проблема и противоречие тесно связаны.

Пример. Противоречие между большим воспитательным значением книг и снижающимся желанием читать в среде подростков. Проблема: как привлечь подростков к чтению художественной литературы?

Назвал проблему – легче сформулировать тему.

Цель проекта Зачем мы проводим исследование? Какой результат намерены получить, каким его видим? Формулируем цель.

Глаголы для формулирования цели исследования: разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить…

 Пример. Тема: «Диалектные слова родного города».

Проблема: какие диалектные слова используют жители нашего города, и что они обозначают? Цель: выявление и изучение диалектной лексики в речи местных жителей.

Объект и предмет: что рассматривается в исследовании? Формулируем объект. Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? Формулируем предмет.

Пример. Тема: «Диалектные слова родного города».

Объект: лексика, ограниченная в употреблении территориально.

Предмет: диалектные слова и выражения, которые встречаются в речи жителей города Красноуфимска.

Задачи проекта

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Формулируем задачи работы.

Пример. Тема: «Диалектные слова родного города».

Цель: выявление и изучение диалектной лексики в речи местных жителей.

Задачи. 

-        Изучить понятия диалект, говор, диалектные слова. 

-        Проанализировать особенности уральского диалекта и т.д.

Гипотеза. Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? Формулируем гипотезу. Гипотеза – это предположение. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

Пример. Тема: «Диалектные слова родного города».

Гипотеза: если не собирать и не записывать диалектные слова, то это значит не сохранить для многих поколений те слова и обороты речи, которые могут бесследно исчезнуть, или видоизмениться.

План. Как составить план исследовательской работы?

 Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. 

-        Источники исследования. На основании каких источников организовано исследование? 

-        База исследования. Где проведено исследование?

-        Методы исследования. Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?

Просмотров всего: , сегодня:

Проктная деятельность.docx (скачать)
Проектная деятельность (Лонгри́д).docx (скачать)

Дата создания: 21.11.2022

Дата обновления: 21.11.2022

Дата публикации: 21.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».