Образовательная программа МБУ ДО «Районный дом детского творчества» 2019 – 2020 гг.

Описание образовательной программы

Введение

Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с:

- ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 года;

- конвенцией о правах ребенка от 20 декабря 1993;

- Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года;

- Уставом образовательной организации;

-типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июля 2012 года;

- лицензией на осуществление образовательной деятельности от……

Образовательная программа МБУ ДО РДДТ определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры учащихся, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Программа разработана с учетом типа и вида организации дополнительного образования, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Образовательная программа адресована всем субъектам образовательного процесса и социальным партнерам:

- администрации МБУ ДО РДДТ;

- педагогическому коллективу;

- родителям обучающихся (для удовлетворения информационных запросов о содержании дополнительного образования, путях реализации целей дополнительного образования, соответствующих особенностям и возможностям МБУ ДО РДДТ, о задачах организации по повышению качества дополнительного образования, для развития продуктивных отношений между домом творчества и родителями);

- учащимся МБУ ДО РДДТ (для удовлетворения информационных запросов);

- социальным партнерам организации: общеобразовательным организациям (в организации дополнительного образования в школах участвуют педагоги-совместители МБУ ДО РДДТ); учреждениям культуры и другим социальным партнерам (для реализации совместных проектов и обмена опытом); высшими и средними профессиональными учреждениями (для реализации совместных проектов).

Она направлена на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие педагогов дополнительного образования и семьи.

 

Общие сведения об образовательной организации:

1. Полное наименование учреждения в соответствии с Уставом - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный дом детского творчества».

2. Юридический адрес - 622940, Пригородный район, п. Черноисточинск, ул. Юбилейная, д. 2а.

3. Фактический адрес - 622940,  Пригородный район, п. Черноисточинск, ул. Юбилейная, д. 2а.

МБУ ДО«Районный дом детского творчества» (далее Учреждение) является правопреемником Районного Дома пионеров, который функционирует с 1954г.

С 1961г. по 2000г. находились в здании демидовской постройки 1842г., площадь которого 320 кв.м., а земельный участок – 1500 кв.м.

Использовалось 3 кабинета для кружковой работы, 1 кабинет для администрации.

        В 1995г. Дом пионеров переименован в «Районный дом детского творчества», в 2001г. зарегистрирован, как юридическое лицо - МОУ ДОД «РДДТ», в 2011г. – МКОУ ДОД «РДДТ» (на основании Постановления администрации ГГО №1640 от 5.09.2011г.)

В 2000г. переехали в освободившееся благоустроенное двухэтажное здание 1968г. постройки по адресу: 622940, п.Черноисточинск, ул. Юбилейная, 2а, т. 43-95-38. Занимаемая площадь МКОУ ДОД «РДДТ» – 1080 кв.м., земельный участок составляет – 5.500 кв.м. Районный дом детского творчества находится в центре поселка Черноисточинск, в 20 км от  г.Н.Тагила.

Для успешной деятельности учреждения имеется 3 кабинета для работы кружков, актовый зал,  музей, методический кабинет, кабинет для администрации, мастерская для работы с деревом.

Учредителем  МБУ ДО «Районного дома детского  творчества» является Управление образованиемГорноуральского городского округа.

В соответствии с установленным государственным статусом образовательная организация реализует программы по четырем направлениям:

- художественно-эстетическое;

- туристко-краеведческое;

- научно-техническое;

- эколого-биологическое.

 

 

 

 

1. Образовательная политика

 

Образовательная политика МБУ ДО РДДТ соответствует государственной и региональной политике в сфере развития дополнительного образования, направленной на обеспечение доступности качественного дополнительного образования всех детей и на достижение такого качества дополнительного образования, которое отвечает социальным запросам в области дополнительного образования.

Педагогическим коллективом были определены приоритетные направления образовательной политики Учреждения, а именно это - свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации детей; единство воспитания, развития, обучения; обновление содержания образования.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу развития содержания образовательной деятельности МБУ ДО РДДТ: признание уникальности и самоценности, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Результатом работы МБУ ДО РДДТ является оптимальное выполнение муниципального заказа, а именно качественная реализация общеразвивающих дополнительных программ в интересах личности, общества, государства, организация культурно-массовых мероприятий и досуга учащихся в каникулярное время, реализация летней оздоровительной компании.

В соответствии с муниципальным заказом определяются цели работы образовательной организации, отражающие предложение образовательных услуг по формированию высокого общекультурного уровня детей на основе развития универсальных и специальных умений и навыков:

- обеспечение современного качества и доступности услуг по направлениям деятельности образовательной организации в интересах обучающихся, общества, государства;

- совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

- создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству.

Достижение поставленных целей возможно при условии решения следующих основных задач:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;

- адаптация их жизни в обществе;

- формирование общей культуры личности;

- организация содержательного досуга.

 

Приоритетные задачи МБУ ДО РДДТ на 2019-2020 учебный год:

 

1.В области содержания образования - продолжить работу по разработке новых общеразвивающих программ: интенсивных, модульных, краткосрочных.

2. В области качества образования - обеспечить условия участия детей и педагогов в конкурсной, соревновательной. Научной и исследовательской деятельности.

3. В области кадрового обеспечения:

 - обеспечить безопасные условия труда;

- содействовать деятельности педагогов по повышению квалификации и профессиональной переподготовке (при необходимости);

- обеспечить образовательную организацию педагогическими кадрами для реализации всех видов направлений, по которым работает коллектив МБУ ДО РДДТ

 

2. Аналитическое обоснование программы

 

Под дополнительным образованием мы понимаем тип образования, объединяющий воспитание, обучение в единый процесс в целях удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих созданию условий для успешной деятельности учащихся и педагогов, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком вида деятельности.

К функциям дополнительного образования детей мы, вслед за А.Г. Асмоловым, относим учебно-информационную, ценностную личностно-образующую, обеспечение занятости детей в свободное время, функцию социальной адаптации.

Анализируя работы Г.П. Будановой, О.С. Газмана, В.Н.Корского, М.Б.Коваль, Н.Ф.Родионовой необходимо выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих успешность протекания процесса социально-педагогической адаптации детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования.

Первое условие - педагогическая поддержка ребенка в его индивидуальном развитии. Ребенок добровольно выбирает вид занятий и сам развивает себя.

Второе условие-вариативность образования, т.е. возможность образования, поискового, предоставляющего ребенку выбор содержания, предмета, форм образования педагога, формирующего у ребенка такую картину, которая обеспечивает ориентацию личности в любых жизненных ситуациях, стимулирующего процесс саморазвития.

Третье условие – создание многоуровневой развивающей социокультурной, психолого-педагогической системы. В основу ее функционирования положена идея учреждения дополнительного образования как системы развивающих сред, призванных обеспечить оптимальные условия для реализации творческих способностей каждого ребенка, начиная от уровня формирования интереса ребенка к какому-либо виду деятельности и кончая уровнем профессионально-ориентированной и научно-исследовательской деятельности.

Четвертое условие – вытекает из третьего. Многоуровневый подход к деятельности позволяет выстроить непрерывные связи образования: от уровня формирования интереса детей к избранному виду деятельности до уровня профессионально-ориентированной индивидуальной работы, что делает дополнительное образование доступным для детей с различным уровнем сформированности творческой самодеятельности и, следовательно, ставит каждого ребенка в ситуацию выбора и успеха.

Пятое условие – создание ситуации успеха для индивидуального развития каждого ребенка.

Деятельность человека, и в частности ребенка, является фактором развития его личности. Производя какие-либо усилия физического, интеллектуального, духовного плана, человек упражняется в том или ином виде деятельности, развивает свои способность, приобретает опыт и навыки.

Однако фактором развития личности ребенка становится столько совершение трудовых операций, сколько получаемый результат, переживаемый, как индивидуальное достижение, успех. Именно, осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемых субъектом как успех, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.

Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Именно в этот момент ему так необходима помощь взрослых, но не в плане выполнения за него деятельности, а в плане психологическом, когда педагоги способствовали бы переживанию ребенком его первых достижений, его успеха.

С точки зрения индивидуального развития личности, переживания, сопровождающие достижение успеха, определяют не только самочувствие и удовлетворение собой, но влияют на дальнейшее развитие, определяя его темпы и направленность, а также социальную активность личности.

Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность деятельности.

·        Во-первых, успех порождает чувство удовлетворения деятельностью, желание ее повторения.

·        Во-вторых, успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребенка.

·        В-третьих, успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности.

·        В-четвертых, повышает социально-психологический климат коллектива.

·        В-пятых, успех становится сильнейшим средством личностного роста человека.

А так как индивидуальное развитие неповторимо, то наивысшего успеха все дети не могут достигать, занимаясь разнообразной деятельностью. Направления деятельности Учреждения по созданию ситуации успеха:

1.     Создание образовательных детских объединений с широким спектром деятельности;

2.     Создание ситуации успеха на занятиях в объединениях;

3.     Включение всех воспитанников Учреждения в разнообразную деятельность (смотры, конкурсы, творческие отчеты, концерты, выставки и т.д.);

4.     Подготовка педагогов Учреждения по проблеме технологии создания ситуации успеха.

Определяющими тенденциями развития дополнительного образования (В.П. Голованов) являются следующие :

На стратегическом уровне:

·        Разработка образовательной программы Учреждения;

·        Разработка подпрограммы  «ШОД: Уникум»

На тактическом уровне:

·        Разработка образовательных программ нового поколения и их экспериментальная проверка;

·        Разработка авторских программ.

На содержательном уровне:

·        Обновление содержания дополнительного образования;

·        Формирование благоприятных для детей и подростков образовательно-развивающих сред: выявление и создание условий необходимых и достаточных для реализации возрастной потребности в общении;

·        Создание системы самореализации детей на основе интеграции идей проектно-проблемной педагогики: формирование у детей способности и готовности к осмыслению ориентации в пространстве возможностей, стимулирование проектирования детьми личностного развития.

На организационном уровне:

·        Совершенствование ресурсного обеспечения базы дополнительного образования: создание оптимально-возможных условий для функционирования и развития системы дополнительного образования детей;

·        Выявление и обоснование возможностей использования интеллектуально-творческого потенциала дополнительного образования детей в целях укрепления его финансово-экономических возможностей, как дополнительного ресурса  развития системы.

На управленческом уровне:

·        Создание нормативно-правовой системы педагогически целесообразной занятости;

·        Развитие общественно-государственной системы управления сферой дополнительного образования детей:

·        Управление системой дополнительного образования детей на основе учета межведомственного характера реализуемых образовательных программ и проектов;

·        Развитие коллегиональных форм межведомственного взаимодействия;

·        Осуществление мониторинга потребностей и результатов образовательной деятельности.

Цель программы :создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей; обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.

Задачи программы :

1.     Повышение социального статуса Учреждения;

2.     Обеспечение доступности и равных возможностей получения обучающимися  дополнительного образования в районе;

3.     Достижение эффективности и качества дополнительного образования детей;

4.     Создание единого воспитательного пространства в Горноуральском городском округе;

5.     Обеспечение межведомственного сотрудничества в развитии системы дополнительного образования;

6.     Мониторинг системы дополнительного образования детей по основным направлениям деятельности;

7.     Создание условий для развития и деятельности общественных детских и молодежных организаций.

Ведущие принципы функционирования программы:

Признание права ребенка: на свободное самоопределение и самореализацию: предполагает защиту ребенка от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, создание максимально благоприятных условий для творческой самореализации;

Развитие индивидуальности: предполагает создание социокультурной среды для максимально свободной реализации заданных природой качеств; организацию индивидуальной помощи детям в реализации первичных базовых потребностей; активное участие педагога в автономном духовном строительстве.

Единство и целостность образования: предполагает, что учение не замыкается на отдельных знаниях, умениях и навыках, а выходит на формирование личности и становится средством воспитания, видом активной социокультурной самодеятельности ребенка;

Непрерывного образования: предполагает разработка индивидуального пути, «маршрута» деятельности, соединить потребность с умением, способностью, закрепить как цель;

Системой организации управления учебно-воспитательным процессом: дополнительное образование, в отличие от базового, вооружает не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой жизненного (личностного, профессионального) самоопределения, как способ целостного освоения мира;

Доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений;

Творчества: творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса.

 

 

3. Организация образовательного процесса

 

Образовательная организация осуществляет бесплатное обучение, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного образования. Образовательная деятельность осуществляется в свободное  от учебы в общеобразовательных организациях, на основании утвержденного учебного плана, расписания занятий, общеразвивающих программ.

В МБУ ДО РДДТ организуется работа с детьми от 5 до 18 лет в течение всего учебного года.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. С июня реализуется оздоровительная компания в оздоровительных лагерях дневного пребывания при школах. Работа ведется по отдельному плану, согласованному с планом работы оздоровительных лагерей.

 

Годовой учебный график на 2019-20 учебный год.

Этапы образовательного процесса

Сроки

Комплектование групп

С 1 сентября по 30 сентября

Начало учебного года

2 сентября 2019 года

Продолжительность учебного года

34 учебных недель:

Iполугодие - 17 учебных недель

II полугодие - 17 учебных недель

Каникулы

Занятия по отдельному плану в осенние, зимние, весенние каникулы

Конец учебного года

31 мая 2020 года

Организация летней оздоровительной кампании

Июнь, август 2020 г.

 В течение учебного года педагоги дополнительного образования могут вводить корректировку учебно-тематического плана в следующем случае:

- повышение квалификации или профессиональная переподготовка с отрывом от работы;

- командировка;

- временная нетрудоспособность;

- участие в мероприятиях в рамках летней оздоровительной кампании и т.д.

Учебный план МБУ ДО РДДТ предусматривает организацию работы организации с обучающимися по дополнительным общеразвивающим программам в режиме 6-ти дневной учебной недели. Таким образом, учебные занятия могут проходить в любой день, кроме воскресенья.

Обучение детей проводится в одновозрастных или разновозрастных творческих объединениях (кружках, студиях, ансамблях), которые организуются ежегодно с учетом интересов детей, потребностей семьи и общества, общеобразовательных организациях. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких кружках, менять их.

Состав объединения, количество занятий в неделю обусловлено направленностью дополнительной общеразвивающей программы и установлением санитарно-гигиенических норм СанПиН (2.4.4.1251-03).

Расписание занятий в объединениях составляется администрацией организации на основании проектов расписания, предоставленных педагогами, с учетом расписания уроков в школе, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм, для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом того, что занятия в МБУ ДО РДДТ являются дополнительной нагрузкой к учебе в общеобразовательных организациях.

Занятия начинаются с 11.00, заканчиваются не позднее 20.00 часов. Образовательный процесс осуществляется преимущественно во вторую половину дня, так как все общеобразовательные учреждения Пригородного района учатся в 1-ю смену.

При проведении занятий через каждые 30-40 минут организуется 10минутный перерыв для отдыха и проветривания помещения.

Деятельность детских творческих объединений осуществляется по следующим направлениям:

- художественно-эстетическое;

- научно-техническое;

- туристко-краеведческое;

- эколого-биологическое.

 

4. Содержание дополнительного образования в учреждении

 

Системообразующим элементом модели дополнительного образования детей в МБУ ДО РДДТ является пакет общеразвивающих программ по 4 направлениям: художественно-эстетическому,  научно-техническому, туристко-краеведческому, эколого-биологическому.

Реализуемые общеразвивающие программы в 2019-20 учебном году утверждены педагогическим советом МБУ ДО РДДТ. Структура и содержание программ соответствует примерным требованиям к программам дополнительного образования .

Образовательная деятельность в 2019-20 учебном году осуществляется по 31программе  (возможны изменения в течение года).

Интеллектуально-творческой деятельностью охвачены дети в возрасте от 5 до 18 лет. Охват массовыми мероприятиями по различным направлениям составляет до 1500 человек в год.     

 Организация образовательного процесса в МБУ ДО РДДТ характеризуется следующими особенностями:

·  обучение проходит в свободное от занятий в ОУ время

·  учреждение предоставляет возможность выбора форм и направлений деятельности

·  допускается переход обучающихся из одного объединения  в другое (по тематике, возрасту).

 

Список образовательных программ

№ п/п

название программы

Срок реализации

Возраст обучающихся

Форма реализации

Художественно – эстетическое направление

1.       

Природа и фантазия

4 года

7 - 17 лет

очная

2.       

Мастерица

4 года

7 - 15 лет

очная

3.       

Бумажные фантазии

3 года

11 - 17 лет

очная

4.       

Резьба по дереву

1 год

12 - 18 лет

очная

5.       

Аккорд

1 год

11 - 14 лет

очная

6.       

Палитра детских голосов

1 год

6 - 8 лет

очная

7.       

Аранжировка музыки с помощью ПК

1 год

11 - 13 лет

очная

8.       

Мягкая игрушка и сувенир

3 года

7 - 15 лет

очная

9.       

Волшебная нить

1 год

11 - 15 лет

очная

10.   

Школа юного пешехода

1 год

11 - 15 лет

очная

11.   

Кружок ДЮП « Отважные»

 1 год

11-15 лет

очная

12.   

Оригами и квиллинг

 1 год

11-15 лет

очная

13.   

Радуга ремесел

 1 год

7-15 лет

очная

14.   

Театр миниатюры «Маска»

3 года

12 - 17 лет

очная

15.   

Соленое тесто

1 год

11 - 15 лет

очная

16.   

Дорожная азбука

1 год

6 - 9 лет

очная

17.   

Мастерская текстильной игрушки

1 год

6 - 8 лет

очная

18.   

Музыкальный фольклор

1 год

7 - 12 лет

очная

19.   

Есть идея

1 год

7 - 14 лет

очная

20.   

Экология и искусство

1 года

7 - 15 лет

очная

21.   

Человек и искусство

1 год

7-15 лет

Очная

Туристко-краеведческое направление

22.   

Спортивный туризм

1 год

11 - 14 лет

очная

Научно – техническое направление

23.   

Художественное выжигание по дереву

3 года

7 - 17 лет

очная

24.   

Робототехника

2 года

7-17 лет

очная

25.   

Робототехника

1 год 

7-17 лет

очная

26.   

Основы операторского мастерства

1 год

12-17 лет

очная

27.   

Художественное выпиливаниеХочу такой сайт

3 года

10 - 13 года

очная

28.   

Начальное техническое моделирование

2 года

7-15 лет

очная

29.   

Судомоделист

1 год

10 - 14 лет

очная

30.   

Судостроение

1 год

10 - 14 лет

очная

31.   

Начальное техническое моделирование

3 года

7 - 10 лет

очная

32.   

Клуб «Эрудит»

1 год

6 - 11 лет

очная

33.   

Начальное техническое моделирование

1 год

6 - 10 лет

очная

34.   

Легоконструирование

1 год

8 - 11 лет

очная

Эколого – биологическое направление

35.   

Юные исследователи

1 год

9 - 10 лет

очная

итого

 

 

 

 

Большинство программ художественно-эстетической направленности:

Направленность

Число программ

% от общего числа программ

1

Художественно-эстетическая

22

53 %

2

Научно-техническая

13

31 %

3

Туристко-краеведческая

4

10 %

4

Эколого-биологическая

2

6 %

Большинство образовательных программ реализуются 1 год:

Срок реализации

Кол-во программ

% от общего числа программ

1

1 год

28

67,5 %

2

2 года

3

7,5 %

3

3 года

7

17,5 %

4

4 года

3

7,5 %

По форме обучения все программы очные

Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с расписанием, которое составляется с учетом возможностей педагогов, возрастных особенностей детей и соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Она определяется образовательными программами дополнительного образования детей и учебным планом.

Учебный план МБУ ДО РДДТ позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать образовательные,учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся, способствует самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию здорового образа жизни.

Учебный план МБУ ДО РДДТ составляется на основании:

- анализа социального заказа государства, родителей, учащихся Пригородного района;

- общеразвивающих программ, Концепции развития дополнительного образования, программы развития МБУ ДО РДДТ на 2019-2020 гг., проектов на предстоящий год;

- имеющегося методического и материально-технического обеспечения;

- системы внутренних и внешних связей учреждения;

- штатного расписания;

- кадрового потенциала учреждения.

При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления содержания дополнительного образования:

- личностная и профильная ориентация обучающихся;

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческой деятельности детей;

- адаптация обучающихся к жизни в обществе;

- формирование духовно-нравственной и общей культуры;

- организация содержательного досуга;

- оптимизация учебной нагрузки.

Структура учебного плана отражает название нормативно-правового документа, на основании которого ведется образовательная деятельность (образовательная программа) или название образовательного объединения, разделы, учебные предметы комплексных программ и количество часов в неделю на освоение  этих предметов.

Учебный план раскрывает количество недельной нагрузки учащегося, количество групп и недельную нагрузку педагога по годам обучения.

Учебный план предусматривает реализацию общеразвивающих программ в очном режиме.

Педагоги дополнительного образования работают по модифицированным, адаптированным, авторским образовательным программам  различного уровня и направленности.

В учебный план включены программы с различными сроками обучения, учитывающие возраст детей.

С учетом цели и задач учреждения в основу всех программ положены следующие принципы и идеи: общедоступность, адаптивность к уровню подготовки и развития обучающихся, преемственность,  дифференциация и индивидуализация, успешность сотрудничества взрослых и детей. Все программы составлены с учетом того, какие знания, умения, навыки получают воспитанники в результате обучения в творческих объединениях, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие ребенка и его способностей. Также при составлении программ учитывается то, что итогом работы большинства творческих объединений  являются концерты, выставки, смотры-конкурсы, фестивали.

Программы художественно-эстетического направления развивают творческую активность, неординарное мышление, развивают чувство прекрасного, формируют фантазию, художественный вкус, реализуют принцип умения, интереса, воспитание самосознания, удовлетворенности, национальной ценности.

Программы эколого-биологического направлениярасширяют и углубляют знания обучающихся по биологии и экологии, интегрируют учащихся в деятельность, направленную на исследование и поддержание экологического качества окружающей среды, способствуют формированию экологической культуры, профессиональному самоопределению старшеклассников.

Программы научно-технического направленияразвивают такие качества личности, как трудолюбие, коммуникативность, самостоятельность, пытливость, интеллект, значительно расширяют кругозор в области техники, конструирования и обогащают жизненный опыт детей.

Программы туристко-краеведческого направлениядают возможность обучающимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности и развивать свои творческие способности.

В процессе реализации образовательных программ педагоги используют различные педагогические технологии, методы, приемы и формы организации занятий с учетом индивидуального  подхода к ребёнку.

Основные принципы организации развивающей образовательной среды Дома творчества:

·        Открытость как процесс образования, обращенного как к достижениям мировой и отечественной культуры, так и к самой организации взаимодействия внутри дома творчества и с социальной средой.

·        Вариативность, обеспечивающая выбор индивидуального развивающего маршрута, разработку различных вариантов образовательных программ, дифференцированных в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей.

·        Адаптивность, предусматривающая такое взаимодействие участников образовательного процесса, при котором согласовываются требования и ожидания всех его участников.

·        Партнерство, предполагающее формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса и развития взаимодействия Дома детского творчества и окружающего социума.

Современные условия развития общества предполагает необходимость не в дисциплинированном исполнителе, а в творческом человеке, способном к самообразованию и непрерывному личностному росту. Поэтому достижение поставленных целей направлено на формирование личности выпускника, который должен получить не  только определённый учебной программой объём знаний, умений и навыков, но и применение опыта творческой  деятельности в решении новых проблем, требующих самостоятельности и заинтересованности.

В создании модели личности воспитанника мы опирались на несколько факторов:  имеющийся педагогический опыт, изучение социального заказа, историко-культурные традиции нашего города и поселка, возможности образовательнойорганизации.  Работа с личностью ребенка предполагает изучение, развитие, формирование и коррекцию потребностей данной личности и мотивов её поведения, черт характера. Образовательный процесс позволяет организовывать такие виды деятельности, в которых наиболее эффективно развивается психологическая сфера личности, а также приобретаются знания, умения и навыки. Поэтому модель личности воспитанника мы представляем следующим образом. 

Самопознание и самоприятие.Самопознание – это познание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, свойств, темперамента, а в итоге – особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни.Самоприятие – убежденность в реальности, законности и ответственности собственного бытия; наличие у личности позитивной «Я-концепции»; принятие себя такой, какова она есть, и при этом осознающей свои сильные и слабые стороны; открытой для общения и взаимодействия. Самоприятие – важнейшее психологическое основание для социального здоровья личности.

Признание и принятие окружающего мира – это уверенность в том, что этот мир гуманен, гармоничен, целесообразен. Убежденность, что он не является угрозой, его не надо опасаться. Человек не может жить в мире хаоса, абсурда, угрозы. Проявление агрессивности – это ответ на обиды, несправедливость и агрессию внешней среды (может быть и кажущуюся).

 Способность к рефлексии– умение анализировать свои чувства, понимать себя, свои потребности, чувства, выбирать способы эффективного поведения, предвидеть последствия, чтобы быть способным за них отвечать. Наиболее активно формируется это качество в подростковом возрасте.

Способность к пониманию, сочувствию и состраданию другому (эмпатия) умение поставить себя на место другого человека, почувствовать его эмоциональный настрой, понять мотив его поведения. Бездушие, жестокость чаще всего возникают из-за неспособности поставить себя на место другого человека, почувствовать его эмоциональное состояние.

Активность – это нацеленность на деятельность, преодоление жизненных проблем, оптимизм. Человек рождается активным, деятельным, устремленным на достижение и победу. Любопытство, желание реализоваться – качества, которые изначально присущи ребенку. Инертность, заторможенность, уход от общения, лень есть реакция на длительное неправильное воспитание.

Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.  Жить радостно – это также великое умение и смысл жизни. Многие дети не научились получать удовольствие от приобретения знаний, от  чтения литературы, от общения с педагогом и со сверстниками, от процесса интеллектуальной и трудовой деятельности.

Обученность на уровне требований предъявленных соответствующими образовательными программами – предусматривает овладение ребенком знаниями, умениями, навыками определенными образовательными программами соответствующей направленности

На выходе мы хотим видеть выпускника,   способного к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности, социально состоятельного  - способного к эффективной ориентации  и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански зрелого.

5. Характеристика социального заказа на образовательные услуги

МБУ ДО РДДТ функционирует на основе социального заказа государства, общества, семьи, с учетом интересов и потребностей обучающихся, национальных и региональных культурных традиций.

         С целью выявления социального заказа в адрес учреждения изучаются:

-потребности  воспитанников;

-запросы родителей.

         Изучение состава обучающихся, опроса  и отзывов родителей и обучающихся показало достаточную включенность в образовательный процесс детей младшего школьного возраста и высокую удовлетворенность предоставляемыми программами для данного возраста. Для детей подросткового возраста значимой потребностью является общение. Запрос от родителей идет на развивающую деятельность, которая помогает учебной (как их основному труду), и на формирование личности ребенка.

         Ожидания детей и их родителей связаны с такой образовательной средой, где будут созданы условия для развития личности ребенка, способного к успешной самореализации, к сотрудничеству с  другими людьми, осознанию значимости своего дела, способности быть достойным членом современного  общества.

        Анализ общего социального заказа позволил педагогическому коллективу работать над реализацией и постоянным совершенствованием следующих видов учебных программ:

·         учебные программы художественно-эстетической направленности;

·         учебные программы туристско-краеведческой направленности;

·         учебные программы научно-технической направленности;

·         учебные программы эколого-биологической направленности.

         Педагогический коллектив с уважением относится  к праву каждого ребёнка самому выбирать  путь своего развития, видя свою задачу в том, чтобы:

·         максимально способствовать наиболее осознанному и компетентному выбору обучающимися индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования;

·         представлять обучающимся возможность получать помощь и поддержку компетентных педагогов.

     Таким образом, Образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:

·         обучающихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и учёт интересов и желаний на основе усвоения культурных традиций и ценностей;

·         родителей – в наилучшем  обеспечении прав и интересов ребёнка в соответствии с его возможностями;

·         педагогов – в профессиональной самореализации и творческой деятельности.

Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе Дома детского творчества. В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков дополнительного образования, отзывы родителей о Доме детского творчества, анкетирование родителей. Общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации работы с детьми.

В работе МБУ ДО РДДТ используются самые разнообразные формы работы с семьей: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты для родителей, и др.

Методическое сопровождение образовательного процесса. Методическая работа в МБУ ДО РДДТ рассматривается как целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий.

Содержание методической работы определяется актуальными задачами образовательной организации, и она целенаправленна, поэтому предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений и их выполнение). Методическое сопровождение образовательного процесса в организации осуществляется штатными сотрудниками.

Целью методической работы является обеспечение качества всех направлений деятельности и достижение качественного результата. Основные направления методической деятельности соответствуют определенным Уставом МБУ ДО РДДТ направлениям деятельности: реализация программ дополнительного образования; организация культурно-массовых мероприятий; сопровождение различного вида конкурсов, олимпиада, мероприятий; оказание методической помощи педагогам дополнительного образования Дома творчества и образовательных организации Пригородного района.

Методическая работа с педагогами в Учреждении направлена на совершенствование профессионального мастерства, повышение эффективности занятий, совершенствование образовательно-воспитательного процесса, овладение педагогами новыми методиками и технологиями. Решению этих задач способствуют такие формы работы с педагогами, как:

·              Тематические педагогические советы

·              Совещание при директоре

·              Методические объединения

·              Проблемно-творческие группы

·              Творческие отчеты

·              Открытые  занятия

·              Работа педагогов по темам самообразования

·              Аттестация педагогических работников

·              Курсовая подготовка и т.д.

Педагоги успешно проводят работу по формированию творческих способностей детей, создают «ситуацию успеха» каждому ребенку.

В содержание методической работы входит нормативно-правовое   программное обеспечение образовательного процесса, аналитическая деятельность, информационное обеспечение работы педагогов, научно-методическое сопровождение образовательного процесса, методическое сопровождение массовых мероприятий, изучение и распространение педагогического опыта, внедрение новых технологий дополнительного образования в образовательный процесс Дома творчества. Большое внимание уделяется разработке и апробированию новых общеразвивающих программ, совершенствованию и корректировке реализуемых.

Наши методисты осуществляют методическое обеспечение педагогов – организаторов, классных руководителей школ района. Под их непосредственным руководством работают  районные семинары и МО для этой категории педагогических работников. Методисты активно используют различные формы методической работы: тематические, групповые и индивидуальные консультации, проблемные семинары, деловые игры, «круглые столы», посещения школ. На семинарах педагоги знакомятся с лучшим опытом организации воспитательной работы с детьми, обсуждают ключевые вопросы воспитания, получают информацию о новинках методической литературы.

Педагоги Учреждения в период каникулярного отдыха детей интересно и содержательно организуют их свободное время. Дети не только отдыхают, но и укрепляют свое здоровье на свежем воздухе, приобретают лидерские качества, навыки общения, развивают организаторские и творческие способности.

С 2015 года на базе МБУ ДО РДДТ начал свою работу Муниципальный ресурсный центр (МРЦ), основным направлением которого является методическое сопровождение дополнительного образования и внеурочной деятельности. Целью МРЦ являетсяметодическое сопровождение педагогов дополнительного образования, педагогов ОУ ГГО по вопросам организации внеурочной деятельности и работе с одаренными детьми. Задачи МРЦ:

1.    Создание и  пополнение  банка  актуальных информационно-методических ресурсов по дополнительному образованию и внеурочной деятельности и работе с одаренными детьми.

2.    Проведение консультаций, постоянно действующих семинаров, открытых мероприятий для педагогов ГГО по вопросам дополнительного образования, организации внеурочной деятельности и работы с одаренными детьми.

3.    Организовать и провести консультации, постоянно действующие семинары, открытые мероприятия для педагогов ГГО по дополнительному образованию и внеурочной деятельности.

4.    Организация  профессиональных конкурсов на муниципальном уровне для педагогов дополнительного образования, педагогов Горноуральского городского округа  по вопросам организации  и внеурочной деятельности.

5.    Организация  работы с одаренными детьми.

6.    Подготовка к изданию и публикации на сайте МБУ ДО РДДТ «Районный дом детского творчества»  сборник методических и дидактических материалов из опыта работы ОУ и отдельных педагогов по дополнительному образованию и внеурочной деятельности.

Образовательный процесс обеспечен нормативно-правовой документацией. Информационно-методическое обеспечение позволяет эффективно реализовывать образовательные программы 4-х направлений, способствуют обновлению содержания образования в соответствии с современными запросами социума.

 

 

6. Ресурсное обеспечение образовательного процесса

 

Кадровая политика в сфере дополнительного образования МБУ ДО РДДТ заключается в создании системы кадровой подготовки специалистов дополнительного образования различных направлений деятельности, в координации деятельности по определению образовательных потребностей специалистов.

Педагоги дома творчества в основном имеют высшее педагогическое образование. Только один педагог имеет непрофильное образование. Он получает переподготовку по педагогическому профилю.

В большинстве своем педагогические работники МБУ ДО РДДТ имеют стаж работы от 5 до 10 лет и от 10 до 20 лет. Количество педагогов со стажем работы от 5 до 20  в 2014-15 учебном году увеличилось.

Таблица 4

 

2018-19уч.г.

(14 пед.работников – 100%)

возраст педагогов

 

моложе 25 лет

0

25-35 лет

9 чел. – 64,3 %

35-55 лет

3 чел. – 21,4 %

Свыше 55 лет

2 чел. – 14,3 %

образование

 

педагогическое

13 чел. – 92,9 %

непедагогическое

1 чел. – 7,1 %

высшее

13 чел. – 92,9 %

средне-специальное

1 чел. – 7,1 %

среднее

0

стаж работы

 

менее 2 года

0

2-5 лет

1 чел. – 7,1 %

5-10 лет

3 чел. – 21,4 %

10-20 лет

6 чел. – 42,9 %

свыше 20 лет

4 чел. – 28,6 %

квалификационная

категория

 

высшая

0

первая

4 чел. – 28,6 %

вторая

0

без категории

8 чел. – 57,1 %

соответствие занимаемой должности

2 - 14,3 %

Кадры

 

 

                 

В Учреждении работают 26 педагогов со стажем работы более 5 лет, а это, как известно, наиболее эффективное ядро (положительный потенциал) для организации инновационной деятельности.

В Учреждении сложилась определенная система повышения квалификации (место посещения курсов по повышению квалификации через различные формы):

- ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»;

- НТФ ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»;

- Уральский институт подготовки кадров «21 век»;

- НТПК № 1, г. Н. Тагил;

- НТПК № 1, г. Н. Тагил;

Так же предполагается работа с другими учреждениями повышения квалификации и профессиональной переподготовки за пределами области в дистанционном режиме.

К каждому педагогу нужен индивидуальный подход. Обучение, помощь молодым специалистам, в основном, происходит через оказание индивидуальных консультаций методистом и более опытными педагогами.

С другой стороны, молодые педагоги, не имеющие опыта легче принимают изменения, происходящие как во внутренней среде, так и во внешней,  организационную культуру учреждения, ее ценности, нормы.  Инновационные процессы в среде молодых педагогов внедряются легче.

В тоже время педагоги, имеющие большой педагогический  опыт могут организовывать множество видов деятельности на занятиях, разнообразить систему учёта знаний через частный контроль, тесты, собеседования, взаимоконтроль. Могут легко находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.

На 2019-2020 учебный год запланирована аттестация 2-х сотрудников МБУ ДО РДДТ:

1. Лысова Ирина Геннадьевна  - педагог дополнительного образования. г. Срок планируемой аттестации на высшую КК - -ноябрь 2020 г.

2. Егорова Юлия Владимировна  - педагог дополнительного образования. Без категории. Причина - работает в штате с августа 2015 г. Срок планируемой аттестации - осень 2016 г.

3. Егошина Наталья Николаевна - педагог дополнительного образования. Без категории. Причина - работает педагогом дополнительного образования в штате с августа 2015 г. Срок планируемой аттестации на 1 КК - осень 2016 г.

 

Материально-технические ресурсы МБУ ДО РДДТ:

Число зданий

2

Общая площадь помещений

1398

Число классных комнат

4

Музей

Имеется

Число персональных ЭВМ

6

Число переносных компьютеров (ноутбуки, планшеты)

4

Тип подключения к сети Интернет

Выделенная линия

Скорость подключения к сети Интернет

До 1МБ/с

Проектор

1

Цифровой фотоаппарат+видеокамера

2

Принтер

2

 

             библиотечный фонд – 300 экземпляров методической литературы;

            Интернет; e-mail: rddt@list.ru, сайт:http://rddt.uoggo.ru

             Фонотека – 40 дисков;

Основными источниками информации по-прежнему являются книги. Библиотечный фонд содержит литературу:

- художественная;

- справочно-энциклопедическая;

- научно-методическая;

- учебная;

- периодические издания.

При этом все большей популярностью стали пользоваться альтернативные источники информации (на CD-носителях, Internet)

Банк информационных ресурсов периодически пополняется.

   

7.     Мониторинг качества образовательного процесса

 

Современный уровень подхода к уровню образования предусматривает определение его эффективности. С этой целью в Учреждении проводится оценка качества образования, распространяющаяся на деятельность всех педагогических работников учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

Целью является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Система мониторинга качества образования Учреждения является составной частью системы оценки качества образования. Ежегодно МБУ ДО РДДТ проводит самообследование, результаты которого выложены на сайт организации.

Целью данного мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образовательной организации и основных показателях его функционирования для определения тенденций развития системы образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Программа мониторинга:

Показатели результатов

- результаты  достижений учащихся;

- результаты участия в мероприятиях разного уровня (международного, всероссийского, регионального, муниципального);

- результаты достижений педагогов и их участие в мероприятиях различного уровня (международного, всероссийского, регионального, муниципального); участие в разработке и получении грантов;

- формирование контингента  и  его сохранность.

 

 

8. Заключение

 

Определив цели и задачи на период 2017-2018гг. проведем краткий анализ перспектив реализации данной образовательной программы:

- активизация проектной деятельности в рамках системы методической работы, создание и реализация проектов в учебно-воспитательном процессе Учреждения;

- расширение спектра образовательных услуг для учащихся старшего подросткового возраста;

- эффективная структурно-функциональная модель взаимодействия Учреждения с родителями;

- усовершенствованная  система  повышения профессиональной квалификации педагогических кадров;

- расширение участия МБУ ДО РДДТ в развитии социокультурного пространства Горноуральского городского округа. Установление социального партнёрства с учреждениями культуры и образования  округа и  Свердловской области;

- увеличение количества детей, получивших качественные образовательные услуги;

- расширение и установление контактов со средствами массовой информации и общественными организациями;

- развитие и укрепление материально-технической базы Учреждения.

При реализации программы необходимо предусмотреть следующие риски:

1.     риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых,  

временных;

2.     риск  сопротивления части сотрудников  изменениям в  процессе инноваций;

3.     недостаточная  квалификация (знаний и умений) у педагогов;

4.     риск несоответствия предлагаемых образовательных услуг социальному заказу.

ОП_2019 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575783 Директор/Заведующий Гусева Ольга Валерьевна Дата подписания документа 20.04.2021 11:49:31 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».